Почему моторные масла становятся все более жидкими и в какой-то момент вообще не будут содержать масло
В настоящее время наблюдается тенденция к снижению расхода топлива и уровня выбросов за счет более жидкой консистенции моторных масел. Однако для этого двигатель должен быть рассчитан на такое масло, иначе могут возникнуть дорогостоящие повреждения. Тем не менее, у консистенции моторного масла есть предел, по крайней мере, если оно на масляной основе. Оливер Кун, заместитель заведующего лабораторией LIQUI MOLY, объясняет основополагающие принципы этой технологии.
С чем связано использование густого или жидкого моторного масла?
Оливер Кун: Вязкость моторного масла обозначается двумя цифрами, например, 5W-30. Первое число, W, обозначает низкотемпературную вязкость, т. е. насколько жидким остается масло при низких температурах. Вторая цифра обозначает высокотемпературную вязкость, т. е. насколько жидким станет масло при нагреве. Числовые значения следуют простой логике: чем выше число, тем больше вязкость и густота масла. И наоборот, чем ниже число, тем более жидким будет масло.
Почему моторное масло становится жиже?
Оливер Кун: Это обусловлено стремлением автопроизводителей к снижению выбросов в долгосрочной перспективе. Чем жиже моторное масло, тем меньше усилий требуется двигателю для его перекачки. Это снижает расход топлива. Эффект небольшой, но жидкое масло — это один из множества способов повысить эффективность автомобиля. Наша задача как производителя масел заключается в том, чтобы разрабатывать моторные масла нужной консистенции с соответствующими характеристиками.
Обладает ли жидкое масло нужными смазочными свойствами?
Оливер Кун: Это возможно только при использовании самых современных смазочных материалов. У моторного масла два основных компонента: базовое масло и пакет присадок. Раньше базовое масло было самым важным источником энергии, теперь эту функцию выполняют пакеты присадок. При маловязкой консистенции они обеспечивают не только очистку и защиту от коррозии, но и охлаждение и смазку. Базовое масло, т. е. собственно масло, — это не просто жидкость-носитель для пакетов присадок. Современные масла почти на треть состоят из пакетов присадок.
Что произойдет, если залить такое маловязкое масло в неподходящий для этого двигатель?
Оливер Кун: Если конструкция двигателя не рассчитана на это, ни в коем случае не делайте так. Масляная пленка будет слишком тонкой для двигателя. Она не будет достаточно прочной и порвется. Разрыв в масляной пленке указывает на повышенный износ, который может распространиться до подшипников. Это, в свою очередь, может привести к серьезным повреждениям, вплоть до капитального отказа двигателя.
Что произойдет, если залить в двигатель слишком густое масло?
Оливер Кун: Проблем со смазкой в данном случае не будет, однако повысится расход топлива. Однако, чтобы протолкнуть густое масло через небольшие каналы, рассчитанные на более жидкое масло, масляному насосу приходится работать интенсивнее. Это может привести к перегрузке и выходу насоса из строя. В таком случае двигатель останется без смазки.
Как узнать, какое масло подходит для конкретного автомобиля?
Оливер Кун: Требуемая спецификация масла указана в руководстве. Вы также можете воспользоваться бесплатным справочником по маслам на веб-сайте www.liqui-moly.com. Всего пара щелчков мышью, и вы получите обзор подходящих масел.
Насколько жидким может быть моторное масло?
Оливер Кун: Это очень интересный вопрос. Минимальная вязкость моторного масла на данный момент составляет 0W-8. Это практически сезонное масло. Наряду со смазкой, сложность представляет испарение, так как чем жиже масло, тем легче оно испаряется. При 0W-8 этот баланс еще можно соблюдать. Для еще более низкой вязкости, вероятно, нужен совершенно другой химический состав не на масляной основе. 0W-8 доступно только на японском рынке. Японская организация по стандартизации автомобилей JASO опубликовала технические условия для 0W-8, чего сих пор не сделала ни европейская ассоциация автопроизводителей ACEA, ни американская API. Кроме того, 0W-8 предназначено исключительно для бензиновых двигателей. На сегодняшний день самая низкая вязкость для дизельных двигателей составляет 0W-20. Это связано с более высоким давлением.
Такие жидкие моторные масла используются прежде всего в легковых автомобилях. Как насчет мотоциклов, грузовых автомобилей и лодок?
Оливер Кун: Наиболее распространенная сфера применения маловязких моторных масел — легковые автомобили. В коммерческих автомобилях наблюдается тенденция к снижению вязкости масел, но это происходит гораздо медленнее. Здесь огромное значение приобретает экономия топлива за счет повышенного износа. Для мотоциклов также существует тенденция к использованию более жидких масел, но только до xW-30. Это также связано с тем, что во многих моделях моторное масло должно смазывать трансмиссию и, следовательно, обладать особыми свойствами. Для лодок, как правило, нет необходимости в малой низкотемпературной вязкости, так как их обычно не используют при температуре минус 20 °C. Кроме того, технология лодочных двигателей не меняется так быстро, как в автомобилях.